Все записи автора Администратор

Пого – женское нагрудное украшение хакасов

Тудоякова Эльвира Константиновна, педагог дополнительного образования ДПИ

Статья с сайта http://festival.1september.ru/authors/102-365-991
Статья отнесена к разделу: Преподавание технологии

Декоративно-прикладное творчество хакасов имеет богатое культурное многовековое наследие: художественная обработка металла, дерева, бересты, кузнечные изделия из железа и бронзы, орнамент и аппликации из кожи, инкрустации, художественное шитье.

Все изделия и предметы быта украшались разнообразными узорами, которые служили основой декоративных украшений. Посредством этих орнаментов мастера передавали чувство прекрасного к природе и жизни, так как узор, составляющий орнамент нес символический замысел художника (мастера).

У тюркских народов украшения всегда наделялись особыми свойствами: выступали в качестве оберегов, хранителей души человека, обладая особенной силой против нечистых духов; служили как бы овеществленным носителем будущего семейного благополучия, а также знаком половозрастного и семейного статуса.

В последние годы в стране и Республике Хакасия наблюдается тенденция к возрождению и сохранению забытых народных обычаев и традиций.

Растет интерес к культуре своего народа и у подрастающего поколения. Элементы национальной одежды, украшения используются молодежью в повседневной и нарядной одежде.

Среди большого числа хакасских украшений первенство по праву принадлежит пого – характерному женскому нагрудному украшению. Особую популярность пого имеет и у современной молодежи, потому так важно научить детей выполнять это украшение.

В данной статье представлен материал, который используется на занятиях творческого объединения “Хакасские узоры” отдела декоративно-прикладного искусства Центра Детского Творчества города Абакана с целью знакомства детей с традициями национальной культуры хакасского народа, при изучении блока “Изготовление нагрудного украшения – пого”.

Ученикам демонстрируются пого, выполненные в традиционной и современной интерпретации. Объясняется технология изготовления пого. На занятии школьники знакомятся с функцией пого, назначением, учатся читать рисунок пого, ведь каждый мастер вкладывает в свое изделие свое понимание мироздания или хочет рассказать о себе и своей семье.

Цель преподавания данного блока:

  • Стимулировать развитие интереса школьника к изучению культуры хакасского народа;
  • Воспитывать подрастающее поколение на народных традициях;
  • Развивать художественно – эстетический вкус.

Пого – женское нагрудное украшение хакасов

Съемные украшения, несомненно, придают своеобразие и специфику хакасскому костюму, в котором отражается весь комплекс традиционной культуры народа.

Современное бытование этих предметов связано с еще сохраняющимися в сознании людей традиционными представлениями о хранительной и множительной силе хакасских украшений.

Одно из оригинальных украшений хакасской женщины является нагрудное украшение пого, которое имеет глубокие исторические корни. На некоторых каменных изваяниях, относящихся к Окуневской культуре (2 тысячи лет до нашей эры), личины напоминают современное пого (рисунок 1). Они представляют совершенно уникальное явление, которое смело можно ставить в один ряд с другими шедеврами древних цивилизаций, такими, как каменные скульптуры острова Пасхи, Центральной Америки и другими чудесами Старого и Нового Света.

1

Рисунок 1

Пого – украшение полусферическое, иногда подковообразное по форме, размером от 15х15см до 25х25см, выполненное в технике вышивки бисером, мелкими коралловыми бусинами и перламутровыми круглой формы бляшками тана с кораллом по середине. Жесткая основа – чаба делается из нескольких одинаково выкроенных лоскутов материи по форме нагрудника, затем все они поочередно проклеиваются между собой сваренным из муки клейстером. Когда он высохнет, то получится плотная, но гибкая основа для вышивки, или берется кусок дубленной или тонкой кожи и вырезается пого. Термин чаба/чама на хакасском диалекте сохранился еще в значении “кожа, шкура”.

На основу сначала прикреплялись от трех до пяти круглых перламутровых тана с коралловым глазком. Затем каждая тана обшивалась бисерными или коралловыми низками. Основной акцент был на перламутровые тана. Их нечетное количество – обязательное правило, которое соблюдается до сих пор. Расположение круглых тана подчинено схемам, издревле встречающимся на каменных изваяниях. В изделиях конца 19 века перламутровые тана заменяются ажурными пластинами, круглыми или овальными пуговицами. Неизменным остается четкое расположение нечетного количества кружков (трех, пяти, редко – семи), обшитых вкруговую низками из бисера или бусин.

Нередко на пого можно увидеть раковины каури. Они известны как обереги с глубокой древности у многих народов Евразии. Каури появились на территории Хакасии еще 3 тысячи лет назад в Карасукскую эпоху. Позже в период Средневековья они были широко распространены в Древнехакасском государстве. Завозились они из Индии по знаменитому Великому шелковому пути через Китай, Тибет, Монголию. Раковины каури по-хакасски называется чысланас, что в переводе значит: чыслан – змея, нас /мас/ – голова, предположительный перевод – “Голова змеи”. И только в кызыльском диалекте хакасского языка раковины каури называют, тибе тiзi (буквально: зуб верблюда ). Одно из принятых русских названий раковины каури – ужовка, что соответствует по смыслу приведенному ранее. У хакасов считается, что раковина каури обладает свойством притягивать душу ребенка.

В музейных коллекциях пого раннего периода нет бахромы, выполненной из бисера или гирлянд из них, завершающих изделие, хотя на них есть следы их бытования. Это можно объяснить двумя причинами:

  1. Бахрома из бисера появилась позже;
  2. Бахрома отпарывалась, когда украшение передавалось в руки коллекционеров.

При изготовлении современных пого мастерицы используют либо прежние, доставшиеся от матери традиционные тана, либо бисер или коралловые бусы, но чаще прибегают к простому бисеру и бусам, предлагаемых современной торговлей. Неизменными остаются форма изделия, характер вышивки. Длинные ремешки, часто зашитые перламутром или металлическими бляшками, позволяют предположить, что раннее музейные пого должны были находиться на уровне живота женщины. Современные женщины носят их на уровне груди.

Назначение пого связано с важным событием в жизни человека – вступлением в брак, созданием семьи. Пого одевали замужние, семейные, многодетные женщины (именно они могли выступать в роли свах). Оно одевалось поверх праздничной (в литературе – свадебной) одежды. Обычно пого делала мать еще до замужества дочери, но бывало, что уже после свадьбы пого для своей жены изготавливал муж. [Бутанаев, 1996г].

Представляет интерес термин пого. В этимологическом словаре древнетюркского языка основа ба значит “привязывать, связывать, повязывать”, баг – “повязка, узел, родовой узел”, баграм – “праздник”, багатур – “великий, величие”. Изменяясь во времени, термин пого мог вобрать в себя и сохранил на наш взгляд, значение родового узла счастья, величия, что соответствует общей тенденции: народные символы всегда несут точную смысловую нагрузку.

Кроме того, есть глагол поf – / поF арFа, поо рFа, / – завязывать узел.

Можно предположить, что у древних хакасов жизнь человека от рождения до смерти проходила при “участии” святил, и нагрудное украшение пого является символом жизни, плодородия, процветания. Исследователи не без основания видят в хакасском пого отдаленные аналоги с изображением личин каменных изваяний Иней тас Окуневской культуры.

Форма пого – полусфера (рисунок 2) современные мастера делают стилизованные: почкообразной формы (рисунок 3) и в форме сердца (рисунок 4). Полусфера – это наиболее важная деталь, несущая главную семантическую нагрузку. Видимо полусфера символизирует небосвод, поэтому строго выполняется во всех нагрудных украшениях. Тана как солярный символ пого часто имеет форму круга с лучами внутри. Существовало мнение, что так изображались астральные знаки или колесницы.

2

Рисунок 2

В коллекции более ранних пого обнаруживаются три “солнца”: одно в центре, два – ниже со спицами. Не исключено, что эти знаки символизируют ход Солнца по небу, его перемещение из высшего мира в подземный мир.

У многих древних народов существовали представления: когда Луна на небе, Солнце находится в подземном царстве. Солнце передает прошлое настоящему, а настоящее будущему.

Более современные пого, изготовленные в ХХ веке напоминают лик или маску (рисунок 5). В таком узоре легко угадываются “глаза”. На некоторых пого четко фиксируются три “глаза”. Центральная пуговица (тана) – это так называемый “третий глаз” или “всевидящее око”. Именно эта деталь подчеркивает в пого его силу как оберега. Можно предположить, что духи – покровители “теси” посредством пуговиц – глаз “взирают” на этот мир. Симметрично в верхней части пого располагаются “уши”.

3456

Рисунок 5

Пого имеет две основные магические функции: охранительную и множительную. Все нагрудные украшения закрывали жизненно важные органы человека: грудь, живот. Их охраняли перламутровые тана – сам по себе исцеляющий охранительный материал. Раковины каури отпугивали злых духов, кораллы приносят богатство. Ряды бисера вкруговую и бахрома – символы лучей, веревок солнца – укрепляют жизнь человека.

Пого – украшение полифункциональное, несущее в каждой из часто скрытых функций особую смысловую нагрузку.

Список используемой литературы

  1. Буруковский Р. Каури // Уральский следопыт -1993- №7 – с.9-13.
  2. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов – Абакан, 1996.
  3. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник – Т.И.Э. т.81, 1963.- с.1-4.
  4. Иллюстрированная этнография хакасов (альбом фотоматериалов Минусинского музея им. Н.М. Мартьянова) – Абакан, 2004. отпечатано в ГУП СИПКП “Наука” 630077, Новосибирск, ул.Станиславского, 25.
  5. Кидиекова И.К. Народное искусство в традиционной культуре Хакасов. Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ И-3, О-2, Д-1305.- с.90-96
  6. Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник – М.: Наука, 1990.- с.177-185.
  7. Миловский А. Без пого не бывает свадьбы // Вокруг света, 1981 – №11- с.60-61.
  8. Миловский А. Пого из Хакасии // Декор.искусство СССР, 1985 – №2- с.48.
  9. Потачаков К.М Очерки материальной культуры хакасов – Абакан, 1982.
  10. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока.- М.: “Просвещение”, 1983.
  11. Чебодаев П.И. История Хакасии – Абакан: Хак. издат., 1992 г.

 

Воспитание детей на народных традициях в творческом объединении «Хакасские узоры»

“Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у                               другого  народа”.                                                                                                      К.Д. Ушинский

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения.

В современных условиях становится актуальной, довольно острой проблема сохранения и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням.

Сейчас постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Одним из средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную, развивающую и иные воспитательные функции, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

«Ценность народных традиций определяется тем, что они воздействуют на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, а не насильственный характер. Поэтому народные традиции можно использовать для развития ребенка и его творческих способностей». [3]

Сегодня перед педагогами стоит сложнейшая задача — воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти своё место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную, патриотическую основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками. Каждый народ во все времена умел воспитывать и обучать детей, прививая им качества, умения и навыки необходимые в жизни.

Педагог выступает проводником духовной сути народной культуры. Он раскрывает подрастающему поколению народное искусство и культуру как мир целостности, включающий отношение человека к миру, к своему дому, Родине.

Для приобщения детей к истокам народной культуры в творческом объединение «Хакасские узоры» Центра детского творчества г.Абакана Республики Хакассии мы определяем следующее:

  1. Окружающие предметы, воспитывающие в ребенке чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям понять, что они часть народа (текстильные куклы хакаски, расписные доски с национальным орнаментом, хакасские национальные украшения для девушек т.д.).
  2. Широко используются все виды фольклора (мифы, легенды, сказки, песни, пословицы и поговорки). В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
  3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Народные праздники, ритуалы, легенды, сказки, пословицы, поговорки и другие формы народного творчества особенно богатые морально-этическими назиданиями, наставлениями, во многом отражают бесценный педагогический опыт приобщения к богатствам национальной, а через него — мировой культуры, следования велению совести, воспитанию порядочности, действенной доброты, принципиальности, сочетающейся с терпимостью.
  4. Очень важно ознакомить детей с хакасским орнаментом. Он, пленяет душу гармонией и ритмом, способен увлечь детей национальным изобразительным искусством.

Вся деятельность творческого объединения «Хакасские узоры» направлена на создание условий, способствующих воспитанию детей школьного возраста средствами народной культуры в условиях современной хакасской культуры.

Процесс обучения и воспитания осуществляется с использованием традиционных и нетрадиционных форм: посещение выставок «Центра культуры и народного творчества им.С.П.Кадешева» и Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р.Кызласова занятия с использованием видеоматериалов, организация тематических мероприятий, ярких народных праздников с хакасскими песнями и костюмами.

На занятиях творческого объединения «Хакасские узоры» школьники изучают богатые орнаменты, украшавшие одежду предков, цветовую гамму как своеобразный символический язык, в котором наши предки стремились выразить свои мысли и чувства, свою духовную связь с природой.

В произведениях народного искусства широко отражаются люди, животные, растения. Поэтому особенно широко народ использовал орнамент. Так человек свои понятия о мире выражал с помощью условных знаков:

  • горизонтальная прямая линия — земля;
  • волнистая горизонтальная — вода;
  • солнце изображалось крестом или кругом с крестом;
  • вертикальная линия — дождь.
  • иргек – птица.

Из этих элементов и выстраивался узор.

Одна из главных особенностей деятельности творческого объединения «Хакасские узоры» — рукотворность произведений. Каждое изделие неповторимо, оно хранит частичку души ребенка, тепло рук. На занятиях дети участвуют в создании изделий и имеют возможность получить удовлетворение от своей деятельности. Атмосфера психологического комфорта, непринужденное общение с педагогом и другими детьми способствуют формированию нравственной культуры, уважения друг к другу, взаимопомощи, сотрудничества, взаимоподдержки.

Эстетическая значимость общения детей с произведениями народного творчества, с процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их, важна для общего развития детей, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, развития художественного вкуса.

Учебный процесс тесно взаимосвязан с внеучебной деятельностью. Занятия проходят в форме обрядовых праздников: «Чыл пазы», «Тун Пайрам», «Очы Пайрам», «Мылтых», выставки сувениров, праздники посвященные дню родного языка. Неоценимое значение в духовно — нравственном, эстетическом воспитании детей имеют и организуемые встречи с народными мастерами, знакомство с их произведениями.

Результативность деятельности творческого объединения «Хакасские узоры» проявляется в стремлении детей воспринимать изучаемый материал на творческом уровне, что проявляется в выполнении детьми различных творческих работ. Результаты работы в творческом объединении «Хакасские узоры» учащиеся представляют на ежегодных выставках декоративно-прикладного искусства “Гармония рук и души”, “Чудотворцы”, девиз которых “Наследие наших предков сохраним и приумножим”, городских конкурсах “Абакан – река дружбы”, в республиканских конкурсах на лучшую сувенирную продукцию “Сувениры Хакасии”, “Сказки древней Хакасии”, “Моя Хакасия”, международном проекте народной дипломатии “Хакасия – Германия: мост дружбы”, где занимают призовые места. Такие мероприятия помогают учащимся самореализоваться,самоутвердиться, правильно оценить свои возможности, научиться отличать прекрасное от безобразного.

Вывод: Знакомство с историей, традициями своего народа, его культурой – это одно из направлений патриотического воспитания учащихся.

Работа по воспитанию школьников средствами народной культуры в условиях современной школы необходима и перспективна, так как:

  • дети с интересом воспринимают материал;
  • появляется интерес к народной культуре и к истории народа,
  • ориентирует детей на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре народа,
  • формирует духовно-нравственную личность.

Список литературы и источников

  1. Баева Г.И. Народные традиции в воспитании детей http:// knowledge.ru/ (дата обращения 07.2013)
  2. Горохова Е.В. Воспитание детей младшего школьного возраста средствами народной культуры http://gorohowa.usoz.ru/ (дата обращения 07.2013)
  3. Мелентьева Л.А. Приобщение детей к народным традициям // Актуальные проблемы образования: теория и практика (всероссийская научно-практическая конференция) http://konf.uiuniver.ru/ (дата обращения 07.2013)
  4. Романова Т.М. Воспитание через приобщение детей к традициям народной культуры http://festival.1septembe.ru/ (дата обращения 07.2013)
  5. Скидоненко В.В. Патриотическое воспитание школьников через приобщение к народной культуре http://urazovof1.ucoz.ru/ (дата обращения 29.07.2013)